• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:29 

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Вообще-то... Надо, видимо, что-то менять. Знать бы что... Интересно, сколько еще лет люди будут думать, что мне, скорее всего, нет еще двадцати? Как-то это несолидно даже...

16:26 

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Пора переходить к самому интересному, но мне лень!
И еще почему-то есть желание нарушить хронологию, и сперва написать про Рим, а потом уже попробовать описать все самое интересное...

16:15 

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Надо пойти что-нибудь купить на завтра.
Лениво. день какой-то серый...
Кот и попугай буянят. Попугай более шумно, кот - более разрушительно.

15:37 

Надоела мне эта Венеция, пора заканчивать.

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Случилась у нас экскурсия. Экскурсия с наушником в ухе - это удобно... Ходишь себе, фотографируешь, подбредаешь к объектам, о которых идет речь - главное, не убредать слишком далеко, особенно в помещениях с толстыми стенами, - а не стоишь как дурак в толпе, чтобы хоть что-то услышать.
На главной площади множество голубей (только не надо говорить, что вы думали, что я кормил этих тварей. Не люблю голубей), башня, лев на колонне, и куча построек.
Собор красивый, со следами многовековой постройки и грабительских набегов венецианцев в иные страны. Дворец дожей роскошен. Путь из него в тюрьму по симпатичному мостику с видом на канал - что-то в этом есть... Наблюдаемый из дворца закат - выше всяких похвал.
А потом - немного свободного времени. Я пошел покупать маме подарок. Что это будет, я определил еще до экскурсии, и побрел в сторону ювелирно-сувенирного рая на живописном мостике через канал.
Подарок купил... А времени осталось мало, надо было спешить к месту встречи.
Что неудобно - мало того, что таблички с названиями улиц попадаются редко, висят высоко, освещены плохо, иногда незаметны за всякими палатками, так еще и все эти маленькие улочки на карте не подписаны, а нока до "больших" добредешь... Да и вообще у меня сложилось впечатление, что карта весьма приблизительна. В общем, шел я частично по внутреннему компасу частично по указателям на Сан-Марко... Как пришел какими-то дворами-задворками, так и уходил, только немного другими дворами.
Вот от этой прогулки впечатления незабываемые. Скорость бы еще поменьше... Но такие улочки, с позволения сказать. Они же узкие щели между домами, подворотни и т.п. Вот тут Венеция начала мне по-настоящему нравиться, но...
Мы погрузились в большой кораблик (это местный автобус), я сел наверху, рядом с рубкой, подальше от людей, поближе к ветру, натянул капюшон, заткнул уши музыкой... И расстался с Венецией без лишних сожалений.
Будет возможность - вернусь. Не будет - жалеть не стану, хотя город красивый, и каналы...
И я так и не дошел о того магазинчика, где продавались нерасписанные маски!

15:17 

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
И все-таки странно...
Я не удивляюсь тому, что европейцы принимают меня за "своего". Если даже кто-то из однокурсников предполагал у меня прибалтийские корни... Не удивляет, когда предполагают, что я немец, не удивило бы ни разу, кажется, не предложенное скандинавское происхождение, нормально воспринимается версия, что я англичанин или француз. Предположение, что я из Польши, я даже не могу назвать в полной мере ошибочным...
Я уже привык к тому, что европейцы практически не верят, что я из России... Но дойти до предположения, что я испанец?! Это кажется мне признаком больной фантазии...

Неевропейцы, что характерно, определяют меня правильно - какие-то непонятной национальности продавцы безделушек в Риме, наши соотечественники и бывшие граждане незалежной Украины в Сан-Марино... Но коренные жители опять же определяют меня в лучшем случае как поляка...

Вот кто бы объяснил мне, почему я этим не пользовался... Говорил бы во всех музеях, что я поляк или немец, получал бы скидки на билеты... Впрочем, я не уверен, что в одном месте мне эту самую скидку дали потому, что она вообще для всех, кто моложе 25 лет, а не исходя из предположения, что я свой, европейский...


13:58 

Двуглавое лирическое отступление...

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Двуглавые орлы в Италии не редкость... И еще - лилии. На гербах на фасадах соборов и на зданиях орла можно увидеть не так редко - одного, или в сочетании с чем-то еще (хотя бы и с теми же лилиями). Орлы попадались мне во Флоренции и в Ферраре, в Сьене символом одной из контрад (района, можно сказать, но о Сьене - позже...) был двуглавый орел на желтом фоне. Чаще всего, впрочем, они наблюдались на гербах, разделенных на несколько полей... Они могли обходиться без корон или одной короной на обе головы...
Но орел, пусть бы даже и с двумя головами - это символ... гордый и красивый. И вообще, одна голова хорошо, а две - лучше...

Но герб с двуглавой овцой - это как-то слишком...

13:45 

Венеция. Продолжение.

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
В Венецию мы приехали после Вероны, примерно в середине дня. Есть некотрое неудобство в экскурсионно-туристических поездках поздней осенью - темнеет рано. Нас рассадили по катерам, раздали наушники (у экскурсовода микрофон и передатчик, у нас приемники с наушником - очень удобно)... Катера мест, кажется, на одиннадцать, с деревянной отделкой... Мастное Венецианское такси, вызвавшее у меня ассоциации с "газелями"-маршрутками. Тем более, что рядом были пришвартованы такие же грузовые катера... Как-то аналогия напрашивалась. И поплыли мы по центральному каналу, миновав сперва стоянку полицейских катеров. Наши четыре плавсредства упорно не хотели держать строй, а после разбились на две пары. Наш катер почти все время шел в авангарде, а замыкал строй "флагман", над которым поднимался все тот же красный бант.
Главный веницианский канал почему-то напоминал мне Невский проспект в Питере, только извилистый и мокрый.
Когда нас выгрузили, мне пришлось первым делом купить себе новые батарейки и путеводитель с картой, а тем временем разгрузились остальные катера, и мы пошли на стекольную фабрику. На стекольной фабрике нам показали, как вытягивают всякую красоту из комка расплавленного цветного стекла... Занимательно.
Но существенная часть результатов наводит на мысль, что лучше бы им не мучиться, не переводить сырье и такую дорогую энергию...
Венеция - город туристический, и город дорогой. Очень. Многие сувениры, которые можно купить по всей Италии, лучше не покупать ни в Венеции, ни в Риме... Особенно - в Венеции.
Тем не менее, я не смог оттуда уехать без маски, камеи в подарок маме и пера... Последнее, как выяснилось, зря.
После стекольной мастерской мы покатались на гондолах... Тоже очень не зря... Узкие каналы, над которыми висело ставящее меня в тупик белье - неужели оно там сохнет?! Прямо над водой?! Старые дома, иногда - милые дворики, небольшие площади, аккуратные пешеходные мосты...
Потом час или около того совершенно невразумительной прогулки.

Все. надоело... продолжение еще будет...

01:54 

Лирическое отступление

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
А в голове, когда я гулял по Венеции, вертелись обрывки стихотворения...
Привычно (с детства) - Гумилев:

Поздно. Гиганты на башне
Гулко ударили три.
Сердце ночами бесстрашней,
Путник, молчи и смотри.

Город, как голос наяды,
В призрачно-светлом былом,
Кружев узорней аркады,
Воды застыли стеклом.

Верно, скрывают колдуний
Завесы черных гондол
Там, где огни на лагуне
— Тысячи огненных пчел.

Лев на колонне, и ярко
Львиные очи горят,
Держит Евангелье Марка,
Как серафимы крылат.

А на высотах собора,
Где от мозаики блеск,
Чу, голубиного хора
Вздох, воркованье и плеск.

Может быть, это лишь шутка,
Скал и воды колдовство,
Марево? Путнику жутко,
Вдруг… никого, ничего?

Крикнул. Его не слыхали,
Он, оборвавшись, упал
В зыбкие, бледные дали
Венецианских зеркал.

01:48 

Венеция

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Каждый город в Италии имеет свое лицо. Или каждая область...
И особенности национального характера - не итальянцев, но жителей Венеции или Флоренции, Рима или Неаполя... Или соседних городов, городков и городишек...
И отношения между городами... Что-то не вспоминается мне, чтобы говорилось, будто кто-то любит венецианцев... Впрочем, кажется, жители разных итальянских провинций друг к другу излишне теплых чувств вообще не питают.
А вот то, что венецианцы и маму родную продадут, - это похоже на правду. Венеция торгует. Втридорога, как водится.

Старый город расположен на островах, нынешняя Венеция - все больше на берегу. Несмотря даже на то, что самый большой остров соединен с берегом автомобильной дорогой по дамбе, город пустеет... Да и что ему эта дорога, если дальше стоянки на самом краю острова ни одна машина не проедет... Нет в Венеции непешеходных дорог. Воды там тоже нет - в прежние времена перебивались малогигиеничным способом сбора дождевой воды, а если не хватало - привозили с материка. Правда, виноград растить умудрялись, так что хоть вино было.
Жизнь была не веселой, потому и карнавал почти круглый год - только пару месяцев в году нельзя было носить маски.

Старая часть Венеции жива туристами...

Впрочем, о туристических прогулках по Венеции напишу завтра...

01:36 

Верона

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Поверите ли - сказать о Вероне мне практически нечего.
Тихий старый годок, известный с римских времен... Я что, путеводитель по Вероне? Дом Джульетты... Дурацкая мысль - если, по одной из версий, фамилия Капулетти происходит от слова "шапка", то это у нас дом Юльки Шапкиной? Балкончик... А затянутая каким-то вьющимся растением стена - это красиво... Архитектура какая-то параноидальная. Почти-крепость... Только при такой ширине улиц лучше уж окон вообще не делать...
Нет, красивый город. И крепость тринадцатого века (ага, так уж я ее видел...)
И арена - вроде Колизея, только поменьше. Гладиаторских боев там, вроде бы, не было, зато и по сей день летом представления местной оперы проводятся на этой арене...

Китовое ребро... Местная примета - оно висит под аркой на входе в одну из улиц, кто пройдет под ним, тому и счастье...

Возможно, оценить Верону мне помешал поиск батареек для фотоаппарата.

А еще улица, мощеная мрамором. Потому что мрамора у них... явный избыток.

Бывает так - город, в общем, и приятный, и красивый... И все, что надо, есть... А вот сказать - нечего.
Возможно, если вернуться, если побродить по улицам одному, а не в составе стада...

А сопровождающая наша ходила с красным бантом на антенне (или что это был за прутик такой железный), и вызывал у меня этот бантик ассоциации нехорошие. И реагировал я на него, как белогвардеец на красную тряпку...

01:22 

****

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
В течение всего путешествия по Италии жить предстояло в трехзвездочных отелях, как было заявлено в программе тура (и все отели поименно перечислены). Расположенный недалеко от Феррары (на землях, принадлежавших небедному семейству небезызвестного доминиканца-нестяжателя Сованаролы) отель назывался, как положено... Только вот нас нагло обманули - трехзвездочным он не был. Четвертую звезду, правда, как нам сказали, он получил недавно... Но вряд ли неделю назад!
Приятное оказалось местечко, а уж одноместный номер - это вообще замечательно. Наличие кондиционера несомненно порадовало, к таким приятностям, как фен в ванной я в общем-то равнодушен. Волосы у меня хоть и не короткие, сохнут быстро и без технических средств...
Ужины у нас были включены в стоимость проживания, так что кормили всех вместе (и как же я порадовался, что не оплачивал это сомнительное удовольствие в Риме - можно было самому найти ресторан и поесть, не подвергая себя пытке общения... или просто пребывания в обществе).
За те первые два дня, что мы провели в этом отеле и поездках по северной Италии, я составил мнение о многих спутниках, и мнение это было неблагоприятное в основном... Часть спутников получили внутренние обозначения, часть из которых лучше не произносить вслух, но были замечены и нормальные люди... В число "нормальных" по счастью попал и единственный ребенок в группе. К сожалению, за десятиместными столами или в автобусе нормальные трудноотделимы от ненормальных, так что приступы мизантропии мне были обеспечены.

Первый же ужин был в соответствии с итальянскими традициями - на первое суп либо паста (или что-то ее заменяющее - лазанья, иногда блюда из риса или еше что-то такое), на второе мясо без гарнира (если не считать таковым листья салата и иногда свежие овощи), на третье десерт.
Увидев суп я подумал "И все-таки они эсператисты!" - главным компонентом этого блюда была морковка. И естественно, далеко не сырая :(

А вот как я умудрился на фоне нехилой общей усталости практически в одиночку употребить бутылку вина - это загадка. Вообще-то меня должно было с полбутылки вынести... Потому что в состоянии такой крайней усталости после долгой рабочей запарки, суетливых сборов и перелета я должен по идее пьянеть с наперстка вчерашнего кефира.
Пил я, ясное дело, кровь. Чтобы не мелочиться - "Кровь Юпитера"... Это лоза такая, в Италии распространенная.

В общем, если бы не люди - некоторые люди, - все было бы очень хорошо, но привычка всех "строить" меня раздражает.
Иные, наоборот, позабавили... Я, понимаете ли, имею странное заблуждение - элементарная логика помогает решить многие проблемы... Ну вот скажем, если свет в номере включается только когда вставляешь карточку (которая и является ключом от номера) в специальную щель. Замечательно. Если выяснено, что при вынутой карточке номер обесточивается, если есть еще лампы, которые при воткнутой карточке автоматически не включаются, а вставать с кровати, чтобы идти к двери, вынимать карточку, а потом возвращаться назад в темноте - элементарно неудобно... Не говоря уже о тех манипуляциях, которые необходимо проделать, чтобы ночью сходить в туалет... В общем, элементарная логика подсказывает, что где-то должен быть выключатель, и кажется даже не один... Если уж зрение не позволяет заметить черные выключатели на белых стенах... (Впрочем, в моем номере один было найти непросто - он оказался за LCD-телевизором, но что-то мне подсказывает, что мало кому, кроме меня, понадобилось включать лампу над письменным столом).
Примерно то же можно заметить и пробках, затыкающих раковину, если уж человеку до сих пор не приходилось сталкиваться с этой системой. Не так это и сложно. На мой взгляд, включать воду в кране педалькой на полу под раковиной - еще странней, но я это устройство раскусил, хотя встретил впервые только в одном римском ресторанчике...

В общем, пребывание в гостинице было приятным. Но я забыл там любимую складную зубную щетку...

00:47 

Ferrara

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Как уже говорилось, самолет из Москвы задержался, прилетели мы не рано... Пока еще прошли таможню, пока все собрались в автобусе... В общем-то, не так и далеко от Римини до Феррары, но путь от одного города до другого скрасил великолепный закат, а в Феррару въезжали уже в темноте, около шести вечера.
Жесткие итальянские правила гласят, что водить экскурсии может только местный специально обученный экскурсовод, а сопровождающий группы, даже если обладает вышесредней эрудицией и глубокими знаниями касательно истории и современности отдельных населенных пунктов и их достопримечательностей, такового права не имеет. Зато может водить большие группы "гуляющих" туристов. Естественно, имеет право при этом сказать "справа вы видите...", "Слева вы видите...", но не дай бог прямо на месте пояснять, чем именно знаменито и когда построено видимое справа или слева здание, рассказывать байки, с ним связанные, и все в таком духе...
Соответственно, предварительная информация давалась в автобусе.
В темноте, когда музеи уже закрыты, когда времени меньше, чем планировалось, много не посмотришь. И все же замок семейства d'Este произвел на меня впечатление своей... не знаю, как сформулировать... величественностью. мощью. соразмерностью.
Он до сих пор окружен рвом...
Внутри он, по слухам, представляет собой жилище просвещенных итальянских правителей. То есть наверху - богато украшенные залы, где были роскошные приемы, куда приезжали всяческие прославленные культурные деятели... Между прочим, представители этого славного семейства и вокруг своего замка старались создать благоустроенный, правильно спланированный город...
Ну а внизу, как водится, подземелья.
Нравы в этой семейке были те еще. Правители Феррары не делали различий между законнорожденными детьми и бастардами. Вообще. Надо заметить, что были они любвеобильны и чадолюбивы, так что во дворце воспитывалось всегда множество разновозрастных детишек... Наследство получал не старший, а тот, на кого укажет отец... без различия, законный он или нет. Впрочем, нравилось такое положение вещей далеко не всем, потому все равно выживал сильнейший. Подземелья, как и великолепные залы наверху, не пустовали.
Вторая достопримечательность - церковь не без готического влияния, но готика там исключительно в отделке и то какая-то... переходная. Как там комбинируется круглая арка со стрельчатой - это видеть надо. Только это все равно неготично. Неготичная страна Италия.
Свободно побегать по Ферраре времени особенно не было, в темноте фотографии как-то не получались... В общем, все впечатления в памяти (а где им еще быть?)...

И еще всплыло в памяти имя - Габриэль д'Эсте... К чему бы это? И откуда?

Но из Феррары пришлось уезжать... А жаль...

00:28 

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Ну вот, подрался - и хорошо подрался, - а теперь можно написать еще короткую итальянскую сказочку.
Еще в Италии решил, что сказочки будут короткими...

00:11 

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Завтра буду фехтовать. И еще работать буду. Полдня. Вторую половину дня...

Настроение по-прежнему неуемно творческое, но тут еще и Италия пособствовала.

23:51 

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Развлекаюсь тестиками...
Это, наверно, по какой-то книге... слишком много непонятных слов:

Песня завершена. Это песня про тебя и про твой клинок. И последним аккордом в ней звучит имя — Кхарим, Воин Огня
Он — как яростный шторм, как песчаный самуум. Он отличный мечник и немного знает себе равных. Он управляет своей ненавистью, не позволяя ей вырваться наружу, но делая его страшным в гневе. Немало жизней он отнял на своем пути и еще не раз сделает это. Для него жизнь — это вечный бой за силу, за могущество, за мастерство. Его не интересуют деньги и власть, он не слишком любит сражаться в отряде, чаще — в одиночку. Таких людей скандинавский Один брал первыми в свою небесную дружину в залах Вальхаллы. Он боец, он — веселая злость и сила.

На ящик уппали комменты, которые я не вижу в дневнике... Это как понимать?

16:06 

Или начать потихоньку рассказывать сказки об Италии?

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Поддавшись на мамину провокацию я встал в несусветную рань, потому что и такси было заказано с каким-то странным запасом...
Так что и в аэропорту я оказался до начала регистрации.
Уже само начало пути можно было считать добрым предзнаменованием, если бы у меня было желание считать хоть что-то хоть каким-то предзнаменованием.
Я впервые видел водителя такси, который слушал бы плеер. Через наушники. И сам плеер ностальгический - черный плоский iRiver IMP550... Потом, правда, водитель включил радио... Classic. И нестись еще в темноте, по освещенной желтым пустой дороге на хорошей скорости и под что-то смутно-знакомое по радио... это хорошее начало пути.

На этом, впрочем, хорошее прервалось. Рейс задерживался, и задерживался сильно. Я торчал, как дурак, в этом аэропорту, а когда сложилась очередь у выхода на посадку, и раскладываться опять тенденций не проявляла, хотя ничего не происходило и посадка не начиналась, ко мне прилепилась в меру неадекватная старушка.

Но ожидание кончилось - в итоге самолет взлетел чуть ли не на два часа позже, чем планировалось, - и начался мой первый полет.
Мое место было у окна, ближе к хвосту самолета, так что я мог наблюдать, как поднимаются и опускаются всяческие закрылки и прочие подвижные части. И мне еще повезло, что я сидел не на солнечной стороне.
Летать, как оказалось, совсем не страшно, хотя взлетать несколько неприятно... Почему-то при некоторых маневрах у меня немного кружится голова, и на взлете больше, чем при посадке.
Если пролетаешь над бесконечной облачной пустыней, то это и немного занудно. Или если темно (но это уже обратный путь).
К несчастью, в самолете было множество каких-то деток, и двое из них даже оказались рядом со мной, но большую часть пути они спали...
Когда мы приземлились в Римини, там шел на редкость неубедительный дождь, деревья стояли по преимуществу золотые, и все это вместе взятое напоминало в лучшем случае середину октября...
Нас встратила сопровождающая группы, мы погрузились в автобус и поехали по нашему длинному, извилистому маршруту...

15:42 

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Вернулся. Доволен. Привез ворох впечатлений и кучу фотографий. Но это уже, наверно, не сегодня...

Италия великолепна, но когда я пойму, что ездить с группой - это извращение?! Если только в эту группу не входит своя, правильная компания... А то ведь этот паноптикум все удовольстивие портит...

Но за одиночный номер я доплатил не зря.

Дико по всем соскучился...

22:53 

Все.

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Через 12 часов я буду уже лететь в Италию.
Так что я сейчас все последний раз проверю, сложу поудобнее - и пойду спать.
Фотографии будут, отчеты будут. Все будет - числа 30, когда я буду дома (возвращаюсь 29, но можно ли думать, что уже в тот же день что-то будет?)
Неделю без сети... А ведь почти мечта.
Неделю в пути. Мечта без всяких "почти".

Пожелайте мне счастливого пути.

До свидания. Подозреваю, что буду скучать...

22:47 

И не спрашивайте, кто автор. Ибо автор известен.

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Нет, я не в том тебе завидую
С такой мучительной обидою,
Что уезжаешь ты и вскоре
На Средиземном будешь море.

И Рим увидишь, и Сицилию,
Места любезные Виргилию,
В благоухающей, лимонной
Трущобе сложишь стих влюбленный.

Я это сам не раз испытывал,
Я солью моря грудь пропитывал,
Над Арно, Данте чтя обычай,
Слагал сонеты Беатриче.

Что до природы мне, до древности,
Когда я полон жгучей ревности,
Ведь ты во всем ее убранстве
Увидел Музу Дальних Странствий.

Ведь для тебя в руках изменницы
В хрустальном кубке нектар пенится,
И огнедышащей беседы
Ты знаешь молнии и бреды.

А я, как некими гигантами,
Торжественными фолиантами
От вольной жизни заперт в нишу,
Ее не вижу и не слышу.

21:55 

Еще один дон Мигель д'Эспиноса
Виза есть. Билеты на самолет есть. На 10-45 в Домодедово.
Такси заказано. В чемодан забрасываются последние мелочи.
Я все равно не верю.
Я никогда раньше не летал на самолетах.
Не нахожу запаса аккумуляторов для фотика.
Ничего, перебьюсь, батарейки еще никто не отменял.
Так, что я еще забыл?

Потерялся и застрял где-то между 14 и 20 веком...

главная